11 мая – ИА SM.News. В конце апреля в Магадан приезжал главный редактор «Русского охотничьего журнала», писатель, журналист, охотовед и просто человек, который знает все о медведях, а они о нем Михаил Арсеньевич Кречмар.

Он провел лекцию для магаданцев «Медведи против людей. Люди против медведей». Я наивно полагала, что на Колыме медведем никого уже не удивить, что каждый проживающий здесь знает как вести себя при незапланированной встрече с ним, как максимально проявив «дипломатию и этикет» по отношению к зверю выйти из конфликтной ситуации без потерь для обоих сторон. Но, оказалось, что это не так, на лекционном вечере Михаила Кречмара собралась большая аудитория слушателей из тех, кто видимо хотел освежить свои знания, да и просто пообщаться.

Проснулся и голодный

Тема медведей на Колыме была и остается актуальной во все времена и независимо от сезона. Своей важности она не теряет. Тем более сейчас (конец апреля, начало мая), когда происходит пробуждение хозяина тайги после зимней спячки.

В этом году большинство медведей разбудил первый затяжной дождь. А что такое дождь для медведя – это сигнал о том, что пора вставать, ведь в берлогах, наполненных водой спать даже косолапому, согласитесь не комфортно.

«Как проходит пробуждение бурых медведей? Первыми встают крупные самцы. Дальше встает подрастающее поколение и самыми последними из берлог выходят самки с детенышами. Недавно на Колыме прошли дожди и после них мы сможем наблюдать массовое пробуждение медведей – одномоментно», — говорит Михаил Арсеньевич.

Встреча с медведем после его пробуждения перспектива достаточно рискованная. Хоть медведь и не истощен после спячки (вопреки распространенному мнению среди обывателей), но он очень раздражителен т.к. практически сразу у него начинается гон.

«После зимней спячки медведь сохраняет треть запаса жира от того, который он накопил перед залеганием в нее. Это стоит отметить, что не случайно, природа как говорится всё предусмотрела, ведь зверю после пробуждения есть долгое время будет нечего. Уже через две-три недели он станет тощий.

Практически одновременно, у зверя начинается период гона, и он достаточно длинный по времени (с мая до начала июля). В чем его особенности? Самка с самцом ходят парами, и они очень раздражительны плюс голодны. Поэтому в это время со зверем лучше не встречаться, не провоцировать его.

Но стоит сказать, что конфликтов между человеком и медведем в этот период намного меньше и это объяснимо, ведь рыбалок как таковых нет, массового туризма тоже, грибникам и ягодникам еще рано, в общем нет смысла для массового выхода в лес человеку», — поясняет Михаил Кречмар.

Но не стоит забывать здесь еще про один момент – выход зверя в город, к людям. На подобные встречи медведь решается не потому, что он за зиму соскучился по вам и не потому, что его интересует как город преобразился за зимний период и стал более привлекательным и комфортным для проживания. Медвежьи вылазки люди сами провоцируют, организовывая вокруг себя свалки, да помойки. Оно и понятно, прошлогодний запас жира у медведя быстро заканчивается, а кушать хочется, вот он и ищет себе чем бы перекусить, выходя на дачные участки, окрестности города и поселки, где как раз магаданцы за зиму подготовили для них прекраснейшую кормовую базу, помоечный пир. И поведение в данном случае медведя вполне логично. Не логичны в это время оханье и аханье самих магаданцев, мол посмотрите медведи, повылазили на наши территории, да еще и нас съесть порываются, совсем обнаглели.

«Да, помойки, основная кормовая база для зверей. Уберите доступ к так называемой халявной пище, и вы медведей, да и других гостей из лесу вы пригороде — не увидите. Сами подумайте, сейчас весна, куда они пойдут? Либо собирать прошлогоднюю бруснику, либо на окраины города и поселков, где сами же люди приготовили для них различные яства», — подчеркивает собеседник.

Неужели охота?

Время пробуждения медведя практически совпадает со сроками охоты на него. В этом году охотиться на бурого медведя разрешили на Колыме с 25 апреля по 10 июня и с 1 августа по 30 ноября.

Говоря о сроках охоты на медведей, то невольно вспоминается сомнительный законопроект, инициатором которого выступили представили одной из лидирующей партии в нашей стране (будем их так называть), а в дальнейшем его поддержало и хотело протолкнуть Минприроды – о продлении сроков на осенне-зимнюю охоту. Сроки тогда хотели увеличить до трех месяцев (до конеца февраля).

На такое предложение крайне отрицательно отреагировали тогда не только зоозащитники, представители науки, но и простые граждане. Проект в один голос назвали сомнительным ведь он легализует браконьерство, а если быть точнее разрешает тотальное и зверское истребление особей.

Дело в том, что в конце осени медведи залегают в спячку, детеныши у них рождаются в январе. Получается, что, продлив официально сроки, охотники бы истребляли не только взрослых особей, но и их новорожденных детей.

Также тот злополучный законопроект предусматривал легализацию отстрелов и отловов животных с машин и вертолетов в рамках «содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях».

Возвращаемся к охоте на спящего медведя в берлоге, как это всё выглядит (для тех, кто не в курсе): собаки находят берлоги, охотники их будят тыкая палками и создавая шумы, после медведь выползает из берлоги и его расстреливают в упор, добивая топорами. И, конечно, самый «приятный» момент – селфи на память с окровавленной тушей зверя.

Чтобы лучше проникнуть в ситуацию представим ее наоборот: вот спите вы такие дома со своей второй половиной, а в комнате помимо вас еще ваши маленькие детки. Вдруг, среди ночи шум, гул, лай собак к вам домой врываются какие-то люди и начинают на вас натравливать собак и тыкать палками, снимая сам процесс на мобильный телефон. Вы ничего не понимая встаете и в вас стреляют из карабина очередью, потом в вашу вторую половину и в завершении в ваших деток, которые так мирно спят в своих детских кроватках. После, эти охотники фотографируются с их окровавленными телами и выкладывают в соцсети, показывая какие они добытчики, да и просто классные ребята. Ну как? На мой взгляд омерзительно, но этот пример как ничто отражает суть происходящего, сам процесс охоты на медведей в берлоге.

«По поводу охоты на берлоги — это традиционная охота в России, и она всегда была. С ней пытались бороться, смещая постоянно сроки. Вот сейчас первую половину зимы на берлоги охотиться можно. Потому что детеныши появляются в конце января в начале февраля. Данные сроки позволяют избежать отстрела медвежат в берлоге. Ведь когда убивают медведицу то необходимо отстреливать и медвежат, иначе что с ними делать дальше, они в любом случае не выживут. Охота эта законная на нее выдают лицензии, и она имеет лимиты. Но скажу и свое мнение, я такую охоту не приветствую.

Повторюсь ее уже запрещали, потом разрешили снова. Поймите, процесс формирования законодательства — это что-то незыблемое отлитое в граните, оно все время совершенствуется.

Не законная охота на берлоги я знаю распространена в Приморье, там в селах люди не имеют работы и такая охота их единственный заработок. Они очень рады, когда встречают полные берлоги – медведицу с медвежатами – они отрезают у них лапы, достают желчь и это все продают за границу», — рассказывает Михаил Кречмар.

Исходя из пояснения моего собеседника, данные люди попросту деградирующие лентяи. Зачем учиться? Зачем работать? Да и на работе надо напрягаться, и даже думать, а если вот нечем, ну не развито это… ну как его… ну то, чем думают, то что? А если саморазвитие — то это вообще о чем?

Я до сих пор не понимаю, зачем вообще добывают медведя? Мясо не вкусное и зараженное. Когти и клыки – ну это мелко так, для местных ремесленников.

Желчь волшебная? — ай на дворе 21 век, в аптеке есть лекарства и их избыток под разный вкус и кошелек. А спорить и убеждать меня, что желчь натуральная, а в аптеках химия сплошная, так это еще смешнее т.е. получается, что о здоровом образе жизни охотник вспоминает только при простуде, а 99% своей жизни он продолжает питаться «химией», пить ее, курить и дышать ею. А вот если простудился, то, как солнце из-за туч – не хочу мол химией лечиться надо натуральные лекарства – желчь медведя, подорожник кустистый, шишку еловую, да и пару жаб для отвара – тоже не помешают.

«Да желчь берут, но в основном шкура медведя, трофей…», — отвечает охотовед.

Мы считали, мы считали и немного смухлевали

Если охота на медведей столь популярна, то, конечно, интересует и вопрос регуляции численности данных хищников. Не хочу никого обидеть, но меня терзают смутные сомнения, что как таковых подсчетов на Колыме не ведется.

«Существует масса методик, одну из них даже я когда-то написал. На деле все происходит совершенно не так: владелец хозяйства или охотовед смотрит на платежеспособный спрос, и он уже знает, что на его территории или хозяйства есть пять клиентов желающих отстрелить пять (к примеру) медведей. Он также знает, что для того, чтобы получить пять лицензий это идет 5% от общей популяции. И тогда он на глазок прикидывает какая у него должна быть популяция. Примерно так все и происходит.

Поэтому в нашей стране — эти учеты является полной профанацией я с этим пытался бороться, но бороться с этим практически невозможно, это все старая охотоведческая школа, ленинский завет учета и контроля. Но во всем мире этим не маются вообще. Потому, что владелец хозяйства или тот, кто держит территорию не будет себе «ронять топор на ногу» и завышать численность.

К примеру, сейчас объявлена борьба с лисами и енотовидными собаками, потому что они являются переносчиками бешенства. В охотничьем хозяйстве численность должна быть не больше какого-либо показателя. Но показатели резко стали снижаться, что вы думаете их резко стали стрелять? Нет, они просто стали писать другие цифры.

У нас есть два мира – мир официальных документов и реальный мир, и они не пересекаются. На счет медведей в Магаданской области по статистике их из года в год в отчетах пишут около 6000 особей. По факту их в три раза больше», — говорит Михаил Арсеньевич.

Логика в этом тоже есть, для того чтобы написать в отчетах реальную цифру, надо людей заставить работать, ведь просто так ты цифру не поменяешь, для этого нужны обоснования, для этого нужно подняться со своего кресла и приступить к реальным трудам, за которые в том числе ежемесячно приходит зарплата на карточку. Но пока этого чуда так и не случилось, наши чиновники продолжают переписывать старые цифры, меняя лишь даты.

«Очевидно одно, что охрана природы эффективна только в тех странах, где уровень средней заработной платы 600 долларов в месяц. Богатая страна – природу охраняет, в нашей стране нет никому до этого дела», — завершает гость редакции.

Но, а если вернуться к началу беседы и рассказать гарантированный способ защиты от медведя при встрече с ним в лесу, то развеивая мифы, гость подтвердил, что таково способа нет. Как говорит Михаил Кречмар, 100% способ — это не ходить в лес и сидеть дома. Другие же современные способы (свистки, крики, дезодоранты, огонь, танцы с бубнами и подобное) эффективность защиты 50/50 тебе может повести он испугается и убежит. Но тебе ровно на столько же может не повезти. Что на тот момент, в голове у медведя известно лишь ему одному.